Качества эффективного руководителя
Рассмотрим наиболее популярные мифы, которые влияют на представления людей о том, что такое менеджмент и какими качествами должен обладать эффективный руководитель.
Миф 1. Для менеджмента и лидерства нужны разные навыки - менеджеры должны выполнять роль лидеров, а лидерам необходимо уметь управлять, эти два вида деятельности неразделимы.
Миф 2. Менеджмент – это профессия - нельзя научить управлять только по книжкам, нужна практика, опытные менеджеры учитывают особенности каждой конкретной ситуации в принятии решений, необходима постоянная практика и наработка собственных рецептов эффективного решения проблем руководства.
Миф 3. Навыки менеджера должны меняться вместе с переменами в организации труда - менеджмент это управление поведением человека и несмотря на то, что менеджеры работают в непрерывно меняющемся мире, основные приемы и методы их работы остаются такими же, как и десятилетия назад. Технический прогресс лишь ускоряет жизнь, иногда даже затрудняет принятие решений, но тем не менее, само содержание работы менеджера остается неизменным.
Роли руководителя
Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей конкретных подразделений в организации, и именно это определяет их служебное поведение. Роль является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Конечно, каждая отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.
Выделяют 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени, их можно классифицировать в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
Межличностные роли. Менеджер – выполняет обычные обязанности правового и социального характера, отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.
Роль 1. Руководитель. Это формальный (назначенный) руководитель, в этой роли он может обладать формальной властью, но не быть при этом лидером. Характер деятельности: действия связанные с положением.
Роль 2. Лидер. Фактический руководитель, руководитель, которому окружающие подчиняются потому, что он обладает внутренней силой и мудростью, харизмой. Характер деятельности: все управленческие действия с участием подчиненных.
Роль 3. Связующее звено. Здесь речь идет об организации взаимодействия между сотрудниками и подразделениями, разрешении и предупреждении конфликтов. Характер деятельности: переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами.
Информационные роли. Менеджер - собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию.
Роль 1. Собиратель. Менеджер собирает и оценивает информацию, это может быть как информация за пределами компании (покупатели, поставщики, контролирующие органы...), так и внутри компании, информация может быть как формальной, так и неформальной. Характер деятельности: осуществление действий, связанных с получением информации.
Роль 2. Распространитель. Обеспечивает информационные потоки внутри подразделения и организации, в частности, руководитель создает систему запрограммированных решений для подчиненных, систему (регламент) взаимодействия между сотрудниками. Характер деятельности: рассылка почты по организациям с целью получения информации, проведение обзоров, бесед.
Роль 3. Представитель. Менеджер передает информацию за пределы подразделения и организации, например, участвует в переговорах с покупателями или поставщиками. Характер деятельности: участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления.
Роли, связанные с принятием решений. Менеджер определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации.
Роль 1. Инициатор. Принимает решения об изменениях и путях их внедрения. Вносит предложения о путях развития компании. Характер деятельности: оценка перспектив развития компании.
Роль 2. Устраняющий проблемы. В любой работе бывают проблемы, и очень важно, как быстро и грамотно руководитель решает эти проблемы, здесь огромную роль играет опыт руководителя. Характер деятельности: обсуждение стратегических и текущих вопросов.
Роль 3. Распределитель ресурсов. Ресурсы организации всегда ограничены, оценка эффективности работы руководителя проводится по тому, насколько умело он пользуется теми ресурсами, которые у него есть. Характер деятельности: составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных.
Роль 4. Ведущий переговоры. Ответственен за представительство организации на всех значительных и важных переговорах. Эта роль никогда не бывает «чистой», в этой роли руководитель может собирать и/или распространять информацию, проявлять себя лидером или устранять проблемы. Характер деятельности: участие в переговорах.
У каждого руководителя могут быть свои доминирующие категории ролей. Кто-то силен, в межличностном взаимодействии, кто-то в информационных ролях, кто-то в принятии решений. Со временем доминирующие категории ролей могут меняться. Тем не менее, все три категории ролей всегда взаимосвязаны.
По материалам ГД