7 важных бизнес-концепций
1. Концепция позиционирования
Нужно сделать так, чтобы ваша марка означала типовой товар. Чтобы покупатель мог свободно заменять одно название на другое. Под словом «позиционирование» подразумевалась работа с позицией в сознании потребителей. Недостаточно изобрести новинку или сделать открытие. Иногда этого даже не требуется. Главное — первым проникнуть в сознание потребителей. Многие компании не понимают разницы между созданием продукта и марки. Продукт есть то, что произведено на предприятии. Марка есть нечто, производимое в сознании. Рыночный успех предполагает выпуск марок, а не продуктов. Сегодня, как никогда, нужно иметь собственную позицию. Конкурентов слишком много. Если не наживать врагов, то есть стремиться угодить всем и вся, победить невозможно. Чтобы добиться успеха, нужно завоевать свою нишу на рынке.
2. Стратегия голубого океана
Предлагается воспринимать рыночную вселенную как два океана — алый и голубой. Алый океан символизирует известные на сегодняшний день отрасли, границы которых определены, а правила игры всем известны. По мере ужесточения конкуренции на таком рынке перспективы роста и получения прибыли у компании становятся все более сомнительными. Новинки превращаются в товары массового потребления, а растущая конкуренция окрашивает воды этого бизнес-океана в кроваво-красный цвет. Голубой океан — это нетронутые участки рынка, которые дают возможность неограниченного роста и высоких прибылей. Голубой океан — это еще не существующие отрасли, где конкуренция никому не грозит, поскольку правила игры только предстоит сформулировать. Здесь имеется достаточно возможностей для развития компании, для увеличения прибыли и быстрых темпов роста. Даже на самых исследованных рынках можно уходить от конкуренции, находить новые ниши и внедрять новые стратегии быстро и с оптимальными затратами, наслаждаясь чистыми и безопасными водами свободного голубого океана.
3. Реинжиниринг
Суть реинжиниринга в том, чтобы начать все сначала. Это отказ от устоявшихся процедур, это поиск ответа на вопрос: «Если бы я заново создавал эту компанию сегодня, учитывая мои нынешние знания и современные технологии, какой бы она стала?». Начало реинжинирингу положила фраза: «Автоматизация беспорядка приводит к автоматизированному беспорядку». Если организация не переосмыслит свои бизнес-процессы, наложение на них новой технологии ни к чему не приведет. Эффективность компаний падает не из-за лени сотрудников или нерадивости руководства, а потому, что они (компании) не могут больше приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру.
4. Бережливое производство
Независимо от сферы деятельности в организации существуют задачи и процессы, которые можно и нужно стандартизировать, упростить и сделать как можно более эффективными. Концепция бережливого производства (lean-production), разработанная в Японии, предлагает отличные инструменты для устранения потерь. Самое важное, что нужно запомнить о бережливом производстве, это то, что данная управленческая технология доказала свою эффективность во всех сферах бизнеса. Сегодня бережливое производство завоевывает все больше стран и успешно реализуется на практике во всем мире. Главная задача этой технологии - выявить и устранить все виды деятельности, которые не добавляют ценности для потребителя. Для этого разработаны конкретные методы.
5. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность выявлять и понимать эмоции, как собственные, так и чужие, а также способность использовать эти знания, чтобы управлять своим поведением и отношениями с людьми. Лидер, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно будет проигрывать лидеру, умеющему управлять эмоциями. Чем выше был ранг руководителя, тем большую роль в его успехе играли способности, связанные с EQ, а не с интеллектом.
6. Концепция жизненных циклов компаний
Любая организация имеет свой жизненный цикл. Она также рождается, развивается, стареет и умирает, как и мы с вами. На каждом этапе своего жизненного цикла и при переходе от одного этапа к другому у компании возникают вполне определенные трудности или временные (нормальные) проблемы, с которыми она должна уметь справляться. Кроме того, компания должна научиться избегать аномальных проблем. Выделяют несколько этапов жизненного цикла компании: ухаживание, младенчество, бурные годы «Давай-давай», юность, расцвет, старение, окончательный упадок и смерть. Необходимо вовремя разглядеть признаки старения и не дать компании прийти в упадок и умереть.
7. Методология PAEI
Код PAEI включают в себя четыре управленческих стиля: 1) стиль производителя – ориентация на конкретный результат (Р); 2) стиль администратора – ориентация на создание и соблюдение четких норм и правил (А); 3) стиль предпринимателя – ориентация на преобразования (Е); 4) стиль интегратора – ориентация на сплочение коллектива (I). Играть все четыре роли сразу одному человеку не под силу. Выход: создать команду, участники которой владеют разными стилями управления и компенсируют слабые стороны друг друга. У команды обязательно должен быть лидер, задача которого – не допускать доминирования одного из стилей, и тогда, кризис компании не грозит.