Суббота, 2 ноября 2024 г.
Блог Молодого аналитика
Доступно о сложном
Все свое я ношу с собой.
Ксенофан

Минимизация стрессов на работе

/ Просмотров: 8155
Минимизация стрессов на работе

Стресс — это не событие, это реакция на него. У каждого своя система ценностей, опыта и знаний. И чем более гибкая эта система, тем шире выбор реакции на происходящее и тем проще адаптация в изменяющейся среде.

В первую очередь Вам нужно выявить причины стресса.

Найдите несколько минут и составьте вашу личную карту стресса. Для этого напишите на листке бумаги: «Для меня стресс на работе — это…" и перечислите все, что вызывает у вас дискомфорт. Это могут быть, например, ежедневные три часа в пробках по дороге в офис и обратно домой, ненормированный рабочий день, непредсказуемость генерального директора и его распоряжений, невозможность конструктивного общения с главным бухгалтером, отсутствие карьерных перспектив, маленький, душный кабинет с видом на промзону.

Какое-то время просто смотрите на ваши записи. Одно только созерцание уже способно оказать исцеляющее воздействие. Затем включите фантазию и напротив каждого стрессора(причины, вызывающей стресс) напишите, что могло бы изменить ситуацию. Эти факторы должны быть исключительно в вашей зоне ответственности.

Так, «три часа в пробке» можно потратить на аудиоуроки иностранного языка или, например, слушая записи выступлений иностранных аналитиков, которые можно скачать с западных деловых сайтов. Благодаря такой практике, не исключено, что вы ускорите продвижение по карьерной лестнице, и возросшие доходы позволят переехать поближе к месту работы.

Попробуйте сформулировать возможные решения в виде вопросов. «Непредсказуемость генерального директора» — не является ли накопившееся раздражение на шефа знаком того, что уже пора начать собственное дело? «Ненормированный рабочий день» — не пора ли научиться говорить «нет»? «Душный кабинет с видом на промзону» — давно ли вы были в отпуске или, возможно, стоит, наконец, сделать ремонт в собственном доме? А может, вы уже давно переросли занимаемую должность, и поэтому стало «нечем дышать»?

Занимаясь таким самоанализом, вы заметите, что тучи на вашем небосклоне рассеиваются, а новый вполне приемлемый и даже увлекательный путь давно открыт.

Ослабить раздражающие факторы

Правила борьбы со стрессами, на первый взгляд, просты, однако их выполнение потребует некоторых усилий воли, самоорганизации и фантазии.

Правильно расставляйте приоритеты. У вас наверняка имеется длинный список дел. Расставьте приоритеты, ранжируя их по степени значимости и срочности. Критические ситуации, неотложные проблемы, «горящие» сроки завершения проекта — это категория важных и срочных дел. Жизнь в таких условиях неизбежно влечет регулярные стрессы. Если не давать себе вздохнуть, то психическое и физическое напряжение приведет к истощению сил, различным недомоганиям и болезням.

Больше всего внимания нужно уделять другой категории — важным, но не срочным делам. Это профилактические действия, поддержание ресурсов и результатов, создание связей, поиск новых возможностей, планирование, восстановление сил. Старайтесь приучить себя и подчиненных к тому, что в приоритете именно они. Такой подход станет хорошим средством от «пожарного менеджмента» и, следовательно, постоянных стрессов.

Есть еще одна категория — не важные и срочные дела. Сюда входят сиюминутные надобности: от малозначительных телефонных звонков до необходимого обновления редко используемой компьютерной программы. Они также отнимают ваше время и могут вызывать раздражение.

И, наконец, четвертая категория — не важные и не срочные дела. А теперь задумайтесь, присутствуют ли они вообще в вашей жизни?

Проведите рефрейминг. Рефрейминг — это замена рамки, в данном случае рамки, в которой закреплена картина, нарисованная вашим мышлением. Возьмите что-нибудь самое стрессовое из вашего списка и посмотрите на это со знаком «плюс». «Да, сейчас все так беспросветно плохо по данному вопросу, но это и хорошо, поскольку…« — и тут найдите минимум три преимущества сложившейся ситуации. Например, «у меня ненормированный рабочий день, и это уже переходит всякие границы! Но, с другой стороны, это хорошо, поскольку в данный момент у меня есть отличная возможность повысить квалификацию, заработать расположение генерального директора и получить дополнительный бонус». То есть задайте иную, позитивную канву происходящего. И не удивляйтесь, если через некоторое время вы вдруг обнаружите удачный выход из сложившегося положения.

Создайте свое «место силы» на работе. Хорошо, когда в кабинете присутствуют приятные для вашего глаза предметы. Ими могут быть дипломы, награды, сувениры из путешествий. Они станут источниками хорошего настроения и положительных эмоций, которых так не хватает. Визуализация приятных образов позволит разгрузить занятое логикой и цифрами левое полушарие головного мозга и активизировать правое — интуитивное, творческое.

Дайте выход энергии. Занятие любимым делом создает условия для эмоциональной разгрузки, позволяет компенсировать нереализованность на работе, заряжает позитивной энергией. Разброс интересов велик: от бойцовского клуба до выращивания фиалок. Природа, животные, спорт, музыка, любовь — это те самые живительные ресурсы, о которых стоит периодически вспоминать.

Старайтесь завершать дела. С точки зрения Гештальт-психологии, незавершенная структура требует много сил для поддержания своей незавершенности. Поэтому не откладывайте на завтра то, что можно сделать… нет, не послезавтра, а сегодня. Разбивайте дела на промежуточные этапы и поощряйте себя и своих подчиненных за их реализацию.

Фокусируйтесь на дыхании. Если вы испытываете сильное напряжение, например, не можете успокоиться после совещания или заснуть ночью, начните следить за тем, как вы дышите. Сделайте медленный вдох через нос и на некоторое время задержите дыхание. Затем так же медленно, через нос, выдыхайте воздух. При каждом выдохе обращайте внимание на то, как расслабляется тело. При этом тревожащие мысли незаметно начнут рассеиваться.

Смотрите фильмы о работе с хорошим финалом. В данном случае имеется в виду не ТВ, а ваше сознание. Если вы склонны все видеть в мрачных тонах и с плохим концом, то будет полезно научиться создавать и просматривать также позитивные «фильмы», в финале которых проблема благополучно решается. Всякий раз, когда вы замечаете, что смотрите «плохое кино», нажимайте «стоп», откладывайте его в сторону и запускайте хорошую картину. Используйте воображение себе во благо.

Отделяйте свое «я» от ваших эмоций. Когда мы и наши эмоции — одно целое, этим состоянием трудно управлять. Разграничение себя и своих эмоций позволит контролировать последние. Например, «я боюсь» — есть «я и мой страх», «я расстроен» — есть «я и мое плохое настроение», «я не уверен» — есть «я и мои сомнения», «я раздражен» — есть «я и мое раздражение».

Снизить стрессы у сотрудников

Стресс в коллективе лучше предупреждать, чем терпеть от него убытки, страдая от частых больничных, текучки кадров, конфликтов и низкой производительности труда. Поэтому вам, как руководителю, нужно контролировать несколько направлений.

Во-первых, отслеживайте настроение и обстановку в коллективе, не допускайте напряженности и конфликтности.

Во-вторых, распределяйте обязанности с учетом потенциала работника, следите за уровнем его нагрузки. Слишком низкая занятость порождает сомнения в собственной необходимости на работе, расхолаживает и дезорганизует. Слишком высокая занятость и постоянные переработки могут загнать человека и истощить его психические и физические ресурсы, а также лишить уверенности в себе.

В-третьих, не допускайте у одного работника конфликта обязанностей и полномочий. Когда он «и швец, и жнец, и на дуде игрец», то у него может возникнуть стресс от противоречий из-за исполнения им разных по функционалу ролей.

В-четвертых, формулируйте четкие цели и критерии их достижения. Определите, что такое хорошо и что такое плохо, какие существуют поощрения и наказания. Кроме того, информация о будущем сотрудника в компании должна быть ему доступна и понятна. Конструктивная обратная связь с руководством чрезвычайно важна. Ее недостаток провоцирует развитие напряженности и стресса у работников.

В-пятых, поддерживайте комфорт на рабочем месте. Большое количество людей в маленьком помещении и отсутствие личного пространства, недостаток кислорода и освещенности, неполноценное питание в рабочее время, электромагнитное воздействие многочисленных компьютеров и оргтехники — все это оказывает свое негативное и ослабляющее воздействие на работоспособность человека.

по материалам ФД

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация Войти через loginza

Бот выберет схему, а человек - яблоко!