Методы контроля эмоций
Эффективный руководитель должен уметь управлять эмоциями: иногда сдерживать их, а иногда проявлять или даже имитировать. Для этого важно понимать обстановку и оценивать ее, не отталкиваясь от эмоций, а исходя из интересов всех сторон и сообразуясь с результатами, которых нужно достичь. Нужно отстраниться – посмотреть на сложную ситуацию извне, попытаться понять, каковы истинные причины поведения всех ее участников, вспомнить, какая общая цель стоит перед ними. Это позволяет трезво оценить положение в котором оказались и определить каким образом выйти из него, тогда эмоции становятся инструментом достижения цели, а не методом разрушения.
Итак методы:
Вовремя сделать паузу: Чем спокойнее Вы реагируете на неожиданные обстоятельства и проблемы, тем быстрее и легче находится их решение. Однако, чтобы сформировать эту полезную привычку, необходимо поработать над собой, даже самые важные и срочные решения можно отложить хотя бы на десять минут - этого вполне хватает, чтобы собраться с мыслями. Сформулируйте для себя несколько дежурных фраз, которые позволят Вам взять небольшую паузу, если Вы были не готовы к чему-то. Хорошо иметь такие заготовки как для партнеров, так и для своих сотрудников.
Заниматься спортом: Регулярные занятия спортом помогают справиться со стрессом, в особенности командные виды (настольный теннис, водное поло и т.п.). Во время схватки противники выплескивают негативную энергию, и это позволяет более эффективно справляться с эмоциями.
Расценивать стрессовую ситуацию (проблемы) как задачу, которую необходимо решить: Когда ситуация вышла из-под контроля, но у Вас есть время ее обдумать и принять решение, очень эффективен так называемый метод говорящей стенки. Суть в следующем: на бумаге отмечаются все варианты развития событий и производится совещание с сотрудником (ами), наиболее компетентным в этой области. Оказывается у них порой всегда свое видение возможных вариантов развития событий и, что особенно ценно, они могут спрогнозировать различные последствия тех или иных решений. И далее в режиме деловой игры моделируются и обсуждаются возможные ситуации.
Старайтесь не драматизировать ситуацию: Не поддавайтесь искушению преувеличивать негативную составляющую ситуации, избегайте слов «всегда» и «когда же наконец!».
Будьте честны с собой: Скажем, Вы испытываете неприязнь к человеку. Попробуйте понять, какие его качества и привычки вызывают в Вас волну раздражения. Контролировать эмоции станет гораздо легче, когда главная причина будет выявлена. Кстати, может оказаться, что это Вы проецируете на окружающих недовольство собой и собственной жизнью.
Не спешите делиться проблемой: Не торопитесь обсудить с кем-то сложившиеся условия – для начала проанализируйте их сами (заодно и немного успокоитесь). Иногда из лучших побуждений люди так безудержно сочувствуют, что подливают масла в огонь.
Не суетитесь: Планируйте день так, чтобы не приходилось бегать, суетиться и спешить. Никогда не беритесь за несколько дел одновременно.
Научитесь терпимее относиться к промахам и ошибкам: Впасть в стрессовое состояние можно, если изо всех сил стремиться соответствовать идеалу. Невозможно всегда и во всем быть на высоте.
Создайте расслабляющую обстановку, когда надо успокоиться: Если спокойная музыка или тишина снимают Ваше напряжение, пользуйтесь этим. Когда приходите домой, найдите несколько минут, чтобы прийти в себя, прежде чем окунуться в семейные дела. Войдя в квартиру, разуйтесь, посидите пару минут в тишине и сделайте несколько глубоких вдохов. Такие ритуалы чрезвычайно успокаивают во время перехода от одного вида деятельности к другому.
Съешьте что-нибудь или выпейте воды: Чаще всего человек начинает раздражаться, когда у него понижается уровень сахара в крови, – восполните его содержание, выпив стакан сока или сладкого чая. Вы сразу заметите, что стали спокойнее и внимательнее. Старайтесь каждый день получать достаточно воды, протеинов, клетчатки, витаминов и минералов, но избегайте чрезмерного употребления сахара и кофеина.
По материалам ГД