Принятие решений менеджером. Виды решений. Основные подходы к принятию решений
Управленческое решение - это выбор способа действий в данных конкретных условиях из возможных вариантов.
Особенности:
1)наличие вариантов решения;
2)целевой характер, т.е. метод решения зависит от поставленной цели;
3)необходимость волевого акта лица принимающего решение.
Выбор наилучшего по определённым параметрам варианта называется принятием решения. А процесс носит название процесс принятия решения. Начальным и основным элементом является проблема. Проблема - это несоответствие фактического состояния объекта управления желаемому или заданному. Выработка планов действий по устранению проблем и составляет сущность любого процесса принятия решения.
Классификация основных решений
Управленческие решения делятся на:
- Запрограммированные - решения повторяются;
- Незапрограммированные - решения в новых ситуациях, они связаны с неизвестными факторами и они требуют специальной процедуры принятия решения.
При принятии решения могут участвовать и отдельные менеджеры и группы работников.
Поэтому в зависимости от субъекта решения они делятся на: индивидуальные и групповые.
- Для индивидуальных решений – больше творчества и меньше времени на согласование, но они могут быть неверными. По сложным вопросам решения принимаются в специальной группе.
- Групповые решения – лучше воспринимаются коллективом, поэтому процесс реализации идёт быстро, более полное информационное их обеспечение. Обеспечивается более высокая их обоснованность. Отрицательная сторона – высокие затраты времени.
Решение – это всегда психологический процесс, присутствуют и логика и чувства:
а)интуитивные (основаны на ощущении что выбор правилен, чаще всего у руководителей высшего звена),
б)адаптационные (на основе профессиональных знаний, опыта прошлого, здравого смысла, менеджеры среднего и низового уровня),
в)рациональные – на основе глубокого объективного анализа проблем.
В зависимости от уровня определения в окружающей среде решения подразделяются на:
а)решения в условиях определённости (руководитель точно знает результаты использования каждого варианта – вложения в ценные бумаги),
б)решения в условиях риска (руководитель не знает твёрдого результата, но знает вероятность каждого результата),
в)решения в условиях неопределённости (руководитель не имеет точной информации о результатах и не может оценить вероятность возможных результатов).
Наиболее часто принимаются решения в условиях риска и неопределённости. Управляющие решения должны соответствовать следующим требованиям:
1)эффективность – степень достижения целей,
2)своевременность – решение не должно забегать в перёд, и не должно отставать от хода ситуации,
3)оптимальность – решение должно быть наилучшим,
4)законность – это соответствие законодательным и нормативным актам,
5)полномочность – наличие у лица принимающего решение соответствующих полномочий.
При принятии решения используется 2 подхода:
1)централизованный – все решения принимаются высшим уровнем,
2)децентрализованный – принятие решений передаётся на низший уровень.
Основные этапы процесса принятия решений, их содержание.
Интуитивные решения не требуют специальной процедуры. Рациональные решения вырабатываются в результате принятия решения. Он включает несколько этапов.
Процедура принятия решения:
1)формулирование проблемы (выявление проблемы, осуществление принятия или непринятия проблемы, формулирование проблемы, определение степени разрешимости проблемы, установление границ рассматриваемой проблемы во внешней и внутренней среде, сбор и обработка необходимой информации),
2)определение ограничений и критериев (ограничения – это те условия которые отражают принятие внутренних и внешних факторов, определение критериев – это количественный и качественный показатель),
3)выбор решения (разрабатывается как можно большее число решений оцениваются плюсы, минусы, последствия решений и производится выбор решения),
4)реализация решения (составляется график), 5)оценка и контроль (в случае необходимости производится корректировка). Результат – устранение проблемы.
С уважением Молодой аналитик