Управленческий контроль в работе менеджера. Виды контроля. Принципы эффективного контроля
Закон Мерфи – всё что может случиться – случится. Всё что может плохое случится – всё равно случится. Контроль как функция менеджмента – это процесс установления отклонения от предусмотренной величины и действий людей в хозяйственной деятельности. Необходимость контроля объясняется тем, что работа находится под влиянием факторов. Контроль позволяет выявить их и обеспечить достижение целей. Объектами контроля могут быть принимаемые решения, качество, деятельность персонала и другие аспекты.
Основные функции:
1)уменьшение влияния неопределённости внешней среды;
2)предупреждение кризисных ситуаций;
3)развитие успеха.
Контроль тесно связан и с другими функциями менеджмента. Тесное взаимодействие также осуществляется вместе с контролем бухгалтерской деятельности и анализом хозяйственной деятельности.
В практической деятельности используются различные виды контроля:
1)стратегический (направлен на решение стратегических задач и тесно связан со стратегическим планированием и управлением, объекты – маркетинг, начно-технические прогнозы, политика);
2)оперативный (направлен на текущий учёт и анализ осуществляемых процессов и свое задачей имеет обеспечение выполняемых задач, объекты – производственные задания, сроки проведения работ, качество, величины затрат).
В зависимости от времени выделяют:
1)предварительный – до начала работы;
2)текущий;
3)заключительный – после реализации решения.
Выделяют финансовый и административный контроль. Финансовый направлен на конечные экономические результаты деятельности и проводятся на различных уровнях, объекты – прибыль, издержки, фин.состояние, объемы производства и др., административный направлен на процессы деятельности и управление ими, объекты – плановые задания, сроки поставок, выполнение производственных программа и производственных хозяйственных процессов в целом.
На практике используется внешний и внутренний контроль. Внешний осуществляется самим руководителем или самими сотрудниками-контролёрами. Должен быть тотальным. Требует от организации материальных затрат. Должен сочетаться с внутренним контролем – работники сами осуществляют контроль и вносят изменения.
Контроль является первейшей обязанностью. Существует одна задача – разработка целей. Контроль оказывает значительное влияние на всю систему, особенно кадры, поэтому организация контроля строится на использовании определённых принципах.
Принципы:
1)должен быть видимым (не должно быть секретом);
2)контроль по критическим точкам;
3)принцип самоконтроля;
4)контроль должен меняться в зависимости от планирования;
5)принцип простоты и экономического контроля.
С уважением Молодой аналитик