Процесс делегирования полномочий
После построения структуры осуществляется установление взаимодействия работников внутри структуры. Это обеспечивается путём осуществления процесса делегирования полномочий. В современных условиях менеджер-руководитель не в состоянии выполнять все проблемы. Руководители должны передавать решение менее значимых проблем своим подчиненным, которые должны обладать знаниями, оставляя за собой управление.
Делегирование полномочий – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Основными элементами являются задачи (перечень видов деятельности, которые передаются для выполнения), полномочия (ограничивает право использовать силы организации) и исполнительная ответственность (это ответственность исполнителя за качество и своевременность выполнения получаемых задач).
Общая ответственность или исполнительная ответственность не делегируется. Делегирование осуществляется в формах или видах.
2 формы делегирования:
1)генеральное (передача выполнения задачи лицу на длительный срок);
2)разовое (выполнение задачи носит разовый характер).
Виды делегирования:
1)полное;
2)ограниченное;
3)нулевое;
4)делегирование наоборот.
В каждой организации используется определённый вид делегирования. Наиболее часто применяется ограниченное и нулевое. Наиболее эффективным является ограниченное делегирование. Для осуществления делегирования выбираются те виды которые менее значительны.
Подлежат делегированию следующие виды полномочий:
1)решение частных узкоспециализированных проблем, в которых исполнитель разбирается лучше руководителя;
2)выполнение подготовительных работ – сбор и обработка информации;
3)присутствие на различного рода мероприятиях информационного характера.
Не подлежат делегированию:
1)установление целей;
2)принятие решений по выработке политики и тактики;
3)контроль результатов;
4)вопросы поощрения и наказания сотрудников;
5)задачи особой важности и высокой степени риска.
Польза для руководителя:
1)экономия времени;
2) использование специальных знаний подчинённых;
3)возможность лучшего изучения подчинённых;
4)частичная разгрузка руководителя от рутинных и малоответственных задач (работ).
Польза для подчиненных:
1)повышение информированности – расширение кругозора и компетенции;
2)повышение свободы, самостоятельности;
3)лучшее понимание целей и задач;
4)возможность требовать большего вознаграждения за решение задач.
Причины сопротивления делегированию со стороны руководителя может быть:
1)авторитарный стиль руководства;
2)отсутствие времени для передачи делегирования;
3)неуверенность в профессиональных качествах своих подчинённых.
Причины сопротивления делегированию со стороны подчиненных:
1)неудовлетворительная система стимулирования;
2) неуверенность в уровне своей компетенции.
С уважением Молодой аналитик