Модели и методы принятия управленческих решений
Научные методы делятся на 2 группы:
1)Систематизированные.
Они применяются при разработке и обосновании решений в условиях риска и неопределённости. Это метод качественных решений, они относятся к групповым методам. Сущность заключается в получении ответов экспертов на поставленные перед ними вопросы. Они вырабатываются и выражаются в удобной форме.
Применяются методы:
а)метод мозговой атаки (мозговой штурм) – применяется когда проблема новая и не изученная, особенностью является то, что он запрещает применение критики в процессе предложения вариантов решения, на первом этапе осуществляется генерация идей (принимаются все варианты), на втором этапе осуществляется критическая оценка и затем выбирается наилучший вариант;
б)метод номинальной групповой техники – вначале в письменной форме самостоятельно разрабатываются варианты решения, потом рассматривается каждый вариант, затем каждый проставляет ранговые оценки каждому варианту и тот который получит большую оценку и выбирается;
в)метод делфи – членам группы не разрешается встречаться, каждый член группы даёт вариант решения проблемы, все варианты собираются в центре и составляется сводный документ, вносятся изменения и опять составляется сводный документ;
г)метод сценариев – позволяет определить вероятные тенденции развития события и возможные последствия принимаемых решений, рассмотрение различных сценариев позволяет выбирать наиболее оптимальный;
д)метод 365 – является разновидностью мозговой атаки, 6 экспертов выдвигают по 3 идеи, поступает к следующим участникам и так повторяется 5 раз, получается 108 вариантов;
е)метод суда – основан на судебном заседании, одни защищают все выдвинутые варианты, вторая часть критикует, а третья выступает в качестве присяжных и выносят решение.
2)Количественные.
Базируются на использовании математических моделей для решения управленческих задач в условиях риска.
Выделяют следующие модели:
а)модель линейного программирования (применяется для оптимального распределения ресурсов);
б)модель нелинейного программирования;
в)модель динамического программирования;
г)модель статистического программирования;
д)теория игр – даёт возможность импровизировать;
е)теория очередей – используется для нахождения оптимального числа каналов обслуживания;
ж)модель управления запасами;
з)имитационные модели.
Все рассмотренные модели и методы имеют основное назначение - рекомендации, они нужны в помощь руководителю в принятии наилучшего варианта, являясь просто инструментом, а последнее слово за руководителем.
С уважением Молодой аналитик