Сущность и значение менеджмента. Роль менеджмента в экономическом развитии страны
Менеджмент, с англ. «управление», явление сложное, многоаспектное и единой трактовки его определения не существует. В свою очередь управление – функция любой системы (социальной, технической, биологической) выработки и реализации управленческих воздействий. Менеджмент – управление только хозяйственной деятельностью организации в условиях рынка. В нем использует механизм, который обеспечивает деятельность менеджера: принципы управления, методы, функции, организационные структуры и др.
Принципы управления – руководящее правило, основные положения и нормы поведения, которым руководствуются органы управления для обеспечения эффективного развития организации. Например: принцип единоначалия – наличие у каждого сотрудника только одного руководителя.
Методы управления – служат для реализации принципов, т.е. способы осуществления управленческой деятельности применяемые для достижения целей организации.
Используется целая система методов из 3 групп:
1.Организационно-административные методы – все формы директивного (властного) воздействия на подчиненных (приказы);
2.Экономические методы – основаны на материальных интересах работника, т.е. экономические рычаги (управление доходами, хоз.расчет, ценообразование, самофинансирование);
3.Социально-психологические методы – моральное поощрение наказание.
Методы образуют единую систему. Руководство, в отличии от менеджмента, узкое понятие – целенаправленное воздействие на персонал.
Сущность и содержание менеджмента раскрывают в 4 его значениях: наука и искусство управления; процесс управления; орган или аппарат управления; особый вид управленческой деятельности (отдельная управленческая специальность).
1.Менеджмент – это наука управления. Искусство – умение использовать научные принципы и методы управления в зависимости от особенностей людей и конкретных ситуаций.2.Менеджмент – процесс упр-я, состоящий из 4 взаимосвязанных управленческих действий, которые называются функциями управления: Планирование -> Организация -> Мотивация -> Контроль -> Цель.
Планирование – выбор целей и методов по их достижению.
Организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия межу ними.
Мотивация – побуждение работников к работе с использованием мер поощрения и побуждения.
Контроль – сопоставление фактических результатов с заданными или запланированными.
3.Менеджмент – орган или аппарат управления организацией – необходимая и обязательная составляющая часть любой организации.4.Менеджмент – особый вид управленческой деятельности. Выделяют: Общий и Функциональный менеджмент.
Общий менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельными хозяйствующими звеньями.
Функциональный менеджмент – управление определенными сферами деятельности организации или ее звеньями.
Существует несколько видов функционального менеджмента:
а)Финансовый менеджмент – рассматриваются вопросы управления финансами;
б)Менеджмент персонала – управление персоналом;
в)Менеджмент в сфере управления материально-техническими ресурсами (логистика);
г)Производственный;
д)Социальный;
е)Банковский;
ж)Стратегический.
Они отражают особенности процессов, которые протекают в организации.
Общий и функциональный менеджмент существуют в единстве и вместе образуют целостную систему менеджмента.
Конечной целью менеджмента является обеспечение эффективной деятельности организации путем рационального использования всех имеющихся ресурсов.
Основной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителя и обеспечения достаточной рентабельности предприятия и стабильности на рынке. Принципы менеджмента применяют правительственные органы. Роль менеджмента для организации в условиях рынка является определяющей. От него зависит успех. Значение менеджмента выходит за рамки отдельной организации и уровень менеджмента оказывает влияние на экономику страны в целом. «Нет слабо развитых стран, есть слабо управляемые».
С уважением Молодой аналитик