Оперативный учёт
Целью любого учета служит снабжение информацией конкретных пользователей. А вот вид учета уже зависит в значительной мере от того, для чего сведения собираются. На производстве главными инструментами достоверной информированности руководства и соответствующих служб служат два их вида: управленческий и оперативный. Первый предназначен главным образом для того, чтобы руководящие структуры владели полной информацией, на основании которой они могли бы принимать обоснованные решения.
Оперативный учет же служит для текущей деятельности подразделений, – он включает в себя в основном повседневные данные о работе служб и отделов. Ранее решения в большинстве своем руководство принимало на основе устных докладов подчиненных на «планерках». Приходилось полностью полагаться на их порядочность и компетентность и, соответственно, выводы делать тоже по их данным. Существенную помощь в то время могли бы оказать бухгалтерские отчеты, но они готовились долго и устаревали, не дойдя до начальства. Да и содержащиеся там цифры трудны для восприятия неспециалистами.
Все изменилось с приходом компьютерных технологий в практику работы бизнеса. С этого времени оперативный учет стал на глазах совершенствоваться. Все исполнительные службы и руководство получили возможность владеть ситуацией в каждый момент времени. Но начиналось все лишь со сведений производственных цехов; почему-то считалось, что самое главное владеть информацией о выпуске продукции. Правда постепенно другие службы – снабжения, продаж, логистики – осознали, что учетные системы способны облегчить контроль над процессами и в их сфере; они стали активно внедрять таковые.
Если проанализировать нужды отдела продаж любой компании, то оперативный учет позволяет здесь наблюдать не только ежедневную реализацию продукции, но и изменение задолженности того или иного клиента, а также еще множество показателей. Программы созданы так, что, например, бухгалтерия вносит в базу данных платеж по выписанному счету, складской работник, на основании оплаты производит отпуск продукции и тоже сообщает системе определенные сведения, далее транспортный цех оформляет свои документы и так далее. В итоге система позволяет с одной стороны видеть мельчайшие детали (наименование покупателя или вида продукции), с другой – наблюдать общую картину (задолженность по категориям товара и т.п.).
В большинстве компаний оперативный учет в настоящее время автоматизирован, то есть заранее предусмотрены аналитические функции в определенных направлениях. Изменение цены одного вида товара, например, сразу повлечет пересчет стоимости складских запасов. Получается так, что система обновляется каждый раз, когда пользователь – сотрудник компании вносит любое изменение в базу данных.
Вполне понятно, что с помощью простых программ таких возможностей не достичь. Это должен быть современный и надежный программный продукт, за которым стоит компетентная компания специалистов.