Проблема формирования системой управленческого учета внутренней отчетности о дебиторской и кредиторской задолженности
Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. Для этого необходим грамотно налаженный управленческий учет дебиторской и кредиторской задолженности.
С установленной периодичностью специалисты компании должны анализировать дебиторскую задолженность по персональному списку контрагентов, срокам образования и размерам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
Полученные результаты анализа должны учитываться при планировании деятельности предприятия, а также необходимы при предложении мероприятий по улучшению управления дебиторской задолженностью и расчетов с дебиторами.
Среди основных методов управления просроченной дебиторской задолженностью можно выделить следующие: Зачет требований; Отступное; Отсрочка платежа; Новация; Предоставление скидок; Снижение стоимости поставленных товаров; Прощение долга.
Но не менее важна организация эффективного управления кредиторской задолженности в организации. Основной задачей управления кредиторской задолженностью является оптимизация размера кредиторской задолженности за расчеты с поставщиками, на которую приходится значительный объем кредиторской задолженности российских компаний.
Располагать информацией в каждый момент времени о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности для оперативного управления компанией затруднительно без применения внутренней управленческой отчетности.
Эта информация позволит организации:
1) Отслеживать динамику производства, продаж и закупок.
2) Иметь четкое представление о состоянии своих расчетов и быстро сориентироваться в случае возникновения нештатных ситуаций.
3) Спланировать свои доходы и расходы.
4) Оценивать своих покупателей (надежных и недобросовестных должников).
5) Проанализировать результаты от предоставления отсрочек по платежам.
6) Своевременно предпринимать меры по взысканию просроченной задолженности.
7) Регулировать свои отношения с поставщиками.
Источником информации для составления отчета о дебиторской и кредиторской задолженности являются:
- счета, выставленные покупателям;
- счета, полученные от поставщиков;
- накладные на отгрузку товара;
- накладные на получение товара;
- сведения об оплате;
- договоры, контракты и т.п.
Ответственными за составление этих отчетов являются работники, осуществляющие получение или отпуск продукции, или работники планово-экономического отдела, отдела маркетинга, бухгалтерии.
Отчет составляется с любой необходимой для данной организации периодичностью, например: после каждого факта возникновения или погашения задолженности; ежедневно; еженедельно; в конце месяца.
В них информация может группироваться по одному или нескольким признакам, например:
• по продуктам или группам продуктов;
• по покупателям или группам покупателей;
• по продавцам или группам продавцов;
• по дебиторской (кредиторской) задолженности в виде денежных средств;
• по дебиторской (кредиторской) задолженности в виде бартера;
• по просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности в виде денежных средств или бартера.
На основании этого сводного отчета для управленческих целей делаются отдельные сводки по дебиторской и кредиторской задолженности, по крупным должникам, по просроченным долгам.
Они могут содержать следующие данные:
- информация о продукте;
- информация о покупателе (поставщике);
- даты погашения задолженности;
- процент каждой из перечисленных выше категорий к общему объему задолженности;
- проблемы со сбором дебиторской задолженности;
- данные о встречных поставках.
Отдельно следует составлять сводки о просроченной задолженности, поскольку это обеспечит возможность обратить на такие факты более пристальное внимание.
Предприятия, которые сумели отладить работу с дебиторской и кредиторской задолженностью, перейдя от «механического» к автоматизированному способу, несомненно, получают конкурентное преимущество. Естественно, в первую очередь это способствует повышению управляемости и гибкости бизнеса, а во-вторых, количество ошибок, связанных с человеческим фактором, значительно уменьшается.
Внедрение управленческого учета и отчетности позволяет решить главные проблемы бухгалтерского учета: отсутствие оперативной отчетности; отсутствие прозрачности в информации.
С уважением Молодой аналитик