Портфельный анализ
Портфельный анализ зародился в финансовой сфере как инструмент оценки эффективности вложений в ценные бумаги. Однако в дальнейшем он стал использоваться применительно и к продуктовой программе предприятия. Портфельный анализ позволяет ответить на следующие вопросы:
- Какова ситуация с конкуренцией?- Сбалансирована ли продуктовая программа предприятия на рынках?
- Предлагает ли предприятие свою продукцию на привлекательных рынках?
- Не оперирует ли предприятие на слишком большом числе рынков?
- На каких стадиях жизненного цикла находятся отдельные продуктовые группы?
- Насколько велика доходность отдельных продуктовых групп?
- Какие продуктовые группы необходимо стимулировать?
- Какие продуктовые группы следует в будущем исключить из ассортиментной программы, когда они станут убыточными?
- Нужно ли в будущем внедрять на рынок новые продукты?
- Какие денежные потоки можно ожидать в будущем от отдельных продуктовых групп?
- Какие инвестиции необходимо произвести в будущем для отдельных продуктовых групп?
- Каких стратегий производства и продаж следует придерживаться для улучшения положения предприятия в будущем?
В условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке имеются товары-конкуренты близкие и практически аналогичные по качеству и цене, характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа предприятия, т.е. тех социо-психологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение покупателей и положительное общественное восприятие фирмы.Фирма, ориентирующаяся на успех, должна ставить своей целью не только удовлетворение спроса потребителей на товары или услуги, в центре ее внимания должна быть и цель разработки и реализации собственной конкурентной стратегии. Эта стратегия должна учитывать характер и потенциал конкурирующих сил рынка, которые формируют и отслеживают динамику рынка и пр.