Состав и характеристика методов мотивации персонала
Побуждение работников к активной трудовой деятельности осуществляется с помощью методов мотивации.
I группа – методы мотивации ориентированные на работника,
II группа – методы мотивации ориентированные на организацию,
III группа – методы мотивации ориентированные на работу.
I группа применяется в тех случаях когда можно обеспечить индивидуальный подход к работнику:
1)метод денежных вознаграждений - может служить методом стимулирования – з/пл, премия, оплата за стаж и др. Данные методы требуют соблюдения определённых для своего применения:
*согласие между администрацией и работником относительно общих принципов оплаты труда,
*использование обоснованных критериев оценки работ,
*простота систем и форм оплаты труда,
*гарантия работы;
2)целевой метод - второй по силе метод повышения мотивации. При поступлении ясных целей у них возрастает мотив. Трудные цели обладают большей мотивирующей силой и они должны быть приняты человеком – совпадать с его личными целями. Метод управления по целям – каждый работник вместе со своим руководителем обсуждает цели и после наступления времени подводятся итоги.;
3)метод регулирования поведения - это применение наказаний и поощрений с целью повышения поведения человека. Нужно поощрять желательное действие, а нежелательное не поощрять. Используется правило - похвала и поощрение действуют более эффективно чем наказание.
При использовании этих методов они должны применяться с соблюдения следующих условий:
*наедине с подчинённым,
*правильно выбранное время (сразу же после свершения),
*должно быть изложено содержание проступка и подтверждаться фактами.
После применения мер наказания рекомендуется применить положительное подкрепление.
II группа применяется в том случае когда проблемы мотивации заключаются в самой работе. В этом случае требуется изменение структуры работника, а не поведения:
1)обогащение работника (уменьшение монотонности работы и повышение удовлетворённости работника. Со временем работа может стать рутинной, неинтересной и не давать мотивации, поэтому руководитель должен изменить содержание работы, внести изменения – устранить некоторые виды контроля, повысить ответственность за собственную работу, поручение работнику особых или узкоспециализированных задач, которые дают возможность получить ценный опыт, выдача новых более трудных заданий);
2)расширение сферы деятельности (на сотрудника возлагается больше ответственности за свою деятельность, это делает работу менее узкоспециальной, поручение более важных заданий.);
3)внедрение гибкого графика работы (такой режим работника при котором сотрудник может сам планировать начало и конец работы. Продолжительность не изменяется. Применяется для управленческих работников. Работник приспосабливает время работы к своим личным и семейным особенностям жизни.).
III группа применяются в тех случаях когда организация сталкивается с такими проблемами – повышение текучести кадров и снижение производительности труда. Расширение полномочий – предоставление работнику больших возможностей для участия в принятии решений. Основной приём – формирование рабочих команд (бригадный метод). От этой группы требуется только результат. Применяются и другие методы в данной группе.
С уважением Молодой аналитик
2011-07-28 в 14:34:52
Говоря о мотивации, нужно помнить, что необходимо показать человеку что он компании важен и ценен. В иделе- лучше всего действует система премирования ваучерами на путешествие. Всё просто: вы оплачиваете ваучеры из расчёта 25 евро на сотрудника. Ваши работники один раз за 2 года отправляются на побережье в турцию где проживают в роскошном отеле. Чего уж лучше.
В Европе уже 7 лет как!