Поколение R (return) - кто это?
Судя по проводимой пропаганде российская молодежь состоит преимущественно из гламурных барышень и не менее гламурных юношей, вперемешку с растаманами, гопниками и прочими представителями различных субкультур. Изредка встречающиеся «нормальные» молодые люди в основном озабочены вопросами половых взаимоотношений и иногда проблемами с учебой.
Некоторые ученые уже придумали кризисному поколению имя: поколение R – поколение рецессии, поколение отказавшееся от гламура, в сторону простоты.
«Гламур»… это заимствованное словцо с бешеной скоростью захватило страну, дойдя до самых ее глубин. Одностороннее понимание «гламура» привело к нелепой, чрезмерной погоней за шиком, блеском, эпатажем, и, как следствие, необоснованным пафосом. Пропагандированный образ «гламурного подонка» или беспринципной и не отличающейся умом Перис Хилтон стал эталоном внешнего вида. Все яркое, многоцветное, блестящее зомбировало людей.
2009 год оценили как прошедший «очень хорошо» и «скорее хорошо» 43% опрошенных. Еще 39% не заметили особых изменений, и только 11% выбрали ответ «скорее плохо» и «очень плохо». В будущее молодые люди тоже глядят уверенно. Наиболее оптимистичны юноши: 75% процентов «полностью уверены» или «скорее уверены» в завтрашнем дне (девушки выбрали эти ответы в 64% случаев). При этом молодые люди достаточно хорошо информированы о происходящих кризисных явлениях как в мировой, так и российской экономике. Но по их ощущениям кризис не оказывает существенного влияния на жизнь рядового гражданина.
Итак, большинство проявляют оптимизм. Однако каждый четвертый юноша и почти каждая пятая девушка «скорее не уверены» или «совсем не уверены» в завтрашнем дне. Молодежь, так же как и старшее поколение, столкнулась с необходимостью экономии и внесения изменений в свои статьи расходов.
В первую очередь они коснулись образовательных стратегий. Если для одних экономическая ситуация кризисного года стала поводом для получения второго «более конкурентоспособного» высшего образования, то для других, особенно выпускников школ, причиной корректирующего выбора той или иной специальности, вуза и формы обучения.
Самой же пострадавшей частью бюджета молодых людей оказались расходы на отдых и развлечения. Если раньше походы в кафе, рестораны, ночные клубы были обычным проведением свободного времени, то теперь необходимость экономии и калькуляции доходов и расходов вынудила многих пересмотреть формат развлечений. Вернулись «квартирники», когда компании молодых людей встречаются дома, и даже настольные игры, например, «Монополия», как способ развлечения.
Ситуация экономического спада существенно не изменила потребительские практики молодежи, но сделала их более гибкими.
Самым же негативным последствием стала окончательная потеря надежды на приобретение собственной квартиры. Жилищная проблема, несмотря на поддержку и развитие государственных программ, остается наиболее актуальной для большей части молодых россиян. Невозможность же ее решения в нынешней ситуации вносит существенные коррективы в планы, связанные с созданием семьи, рождением ребенка, и в целом понижает у молодых людей уровень удовлетворенности жизнью.
Больше трети молодых людей считают, что материальное положение родителей лучше, чем их собственное, а каждый пятый уверен в обратном. При этом только 39% опрошенных знают, сколько зарабатывают их мамы и папы. 46% представляют это себе «неточно», а каждый седьмой совершенно не в курсе размера доходов своих родителей.
Может быть, именно это «счастливое» неведение и является основой проявляемого молодежью оптимизма? А может быть, оптимизм – это счастливое свойство молодости... Надо отметить, что социологи выявили у нынешних молодых людей иное, чем у предшествующих поколений, ощущение кризиса.