Воскресенье, 11 декабря 2016 г.
Блог Молодого аналитика
Доступно о сложном
Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет Вам на плечо.
В.Франкл (американский психотерапевт)

Оценка инновационной позиции организации

/ Просмотров: 14866

    Нововведения сегодня стали одним из главных резервов обеспечения экономического роста фирмы, сохранения и усиления ее конкурентных позиций на рынках сбыта.

    Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т.е. инновационного потенциала и инновационного климата и представляет собой стратегическое положение организации в инновационной сфере. Причем уже известны целевые значения оценки и фактические сравниваются с целевыми, а результат сравнительной оценки может послужить основанием постановки задачи поиска и выбора инновационной стратегии развития. Таким образом, анализ и оценка инновационной позиции организации являются одной из составляющих этапа стратегического анализа при выборе и реализации инновационной стратегии компании.

    Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT–анализа – оперативный диагностический анализ среды организации. Аббревиатура SWOT расшифровывается так: S – strength (сила), W – weakness (слабость), O – opportunity (возможность), T – threat (угроза).

    Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа. Она строится на двух векторах: состояние внешней среды (горизонтальная ось) и потенциала организации (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаем 4 поля (квадранта).

    Складываются следующие группы ситуаций.

    I. Поле SO – «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант – нет необходимости что-либо срочно изменять и к чему-нибудь готовиться, надо заниматься будущим.

    II. Поле ST – «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.

    III. Поле WT – «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.

    IV. Поле WO – «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.

    Фрагмент матрицы SWOT-анализа состоит из следующих компонентов: инновационная позиция и климат.

    Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:

Поз = Пот(Кл1/2); Ипоз = 0,5(Пот + Кл)

где, Поз - инновационная позиция,

Пот - инновационный потенциал,

Кл - инновационный климат.

    Нормативное значение данного показателя может определяться исходя из нормативных значений для инновационного потенциала и климата.

    Так, например, инновационный потенциал может находиться в диапазоне от 1 до 3:

    3 – состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной модели достижения инновационной цели, классифицируется как сильная сторона инновационного потенциала;

    2 – состояние, требующее некоторых ограниченных изменений, чтобы довести до нормативной модели инновационного потенциала;

    1 – состояние требует серьезных радикальных изменений, классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала.

    Уровень инновационного климата оценивается аналогично инновационному потенциалу. Значения инновационного климата предприятия также будут находиться в диапазоне от 1 до 3:

    3 – состояние данного параметра внешней среды положительно влияет на инновационную деятельность, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как возможность для предприятия;

    2 – состояние данного параметра ненадежно – угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;

    1 – состояние данного компонента внешней среды отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние определяется как угроза для организации.

    Таким образом, нормативные значения инновационной позиции будут находиться в диапазоне от 1 до 3 т.е. от слабой и удовлетворительной позиции до нормальной. Также существует градация от 1 до 5 с более подробной разбивкой.

    Расчет и анализ этих показателей позволяет повысить обоснованность стратегии развития организации (или инновационного проекта по повышению конкурентоспособности организации).

    Любую организацию, в том числе и инновационную, можно рассмотреть со следующих позиций:

    а) экономической – изучается налогообложение, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов.

    б) технической, при этом изучаются и анализируются: технико-технологические альтернативы; размер (масштаб, объем) инноваций; сроки реализации; доступность и достаточность финансовых, трудовых и материально-технических источников; ёмкость рынка для реализации результатов инноваций; затраты на инновации с учетом непредвиденных факторов; график выполнения работ по инновациям;

    в) коммерческой, которая предусматривает анализ маркетинга, источники и условия получения ресурсов, условия выполнения работ по инновациям и реализацию результатов;

    г) экологической, которая занимает особое место в анализе инноваций, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены. Задачей экологического анализа инноваций является установление потенциального ущерба («помощи») окружающей среде;

    д) организационного анализа, цель которого - оценить организационную, правовую и административную обстановку в рамках реализации инноваций.

    Также, должна быть проведена идентификация конкурентной позиции организации и определение приоритетных направлений развития инновационной деятельности. Один из эффективных подходов к указанной задаче состоит в анализе рынков товара, на которых действуют бизнес-единицы предприятия. Этот анализ необходим, во-первых, с точки зрения привлекательности рассматриваемых рынков и, во-вторых, с точки зрения преимуществ, которыми на каждом из этих рынков обладает предприятие.

    В общем случае задача заключается в классификации каждого рассматриваемого рынка товара по двум независимым измерениям:

    1) привлекательность базового рынка,

    2) конкурентная сила фирмы.

    Различные реализации данного подхода разрабатывались многими исследователями и целыми исследовательскими группами. Среди разработанных методов наиболее известными являются метод Бостонской консалтинговой группы (БКГ), называемый «матрица рост - доля рынка», и метод «матрицы привлекательность – конкурентоспособность», разработанный специалистами фирм «Дженерал Электрик» и «МакКинси».

    В матрице БКГ используются два критерия: 1) темп роста целевого сегмента в качестве индикатора привлекательности и 2) доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспособности. Анализ по методу БКГ исходит из следующих двух фундаментальных посылок:

    1. В результате действия эффекта опыта, существенная доля рынка означает наличие конкурентного преимущества в отношении издержек, и наоборот, относительно небольшая доля рынка соответствует повышенным издержкам. Отсюда следует, что самый крупный конкурент будет иметь наивысшую рентабельность при продажах по ценам рынка и для него финансовые потоки будут максимальны.

    2. Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в средствах финансирования роста (т.е. расширения производства, интенсивной рекламы и т.д.). И наоборот, товары на рынке с малым темпом роста не нуждаются в большом финансировании.

    В соответствии с этими посылками, выделяются четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:

    а) «дойные коровы» («медленный рост/высокая доля»);

    б) «собаки» или «мертвый груз» («медленный рост/малая доля»);

    в) «знаки вопроса» или «проблемные дети» («быстрый рост/малая доля»);

    г) «звезды» («быстрый рост/высокая доля»).

    Суть анализа состоит в определении позиции предприятия в матрице «рост - доля рынка». Положение внутри матрицы подсказывает возможную стратегию: для «звезд» - сохранение лидерства; для «собак» - уход с рынка или низкая активность; для «знаков вопроса» - инвестирование и селективное развитие; для «дойных коров» - получение максимальной прибыли.

    По результатам анализа организация может сопоставить различные стратегии, нацеленные на поддержание или восстановление сбалансированности портфеля направлений деятельности.

    В частности, появляются возможности:

  • разработать сценарии будущего развития, исходя из ожидаемых темпов роста, учитывая цели по долям рынка для каждого бизнеса и используя различные гипотезы в отношении стратегий прямых конкурентов;
  • оценить потенциал имеющегося портфеля в терминах суммарных денежных потоков, которые можно ожидать от каждого направления, с разбивкой по годам в пределах горизонта планирования;
  • проанализировать стратегический разрыв между достигнутыми и желаемыми показателями;
  • определить необходимые меры для ликвидации этого разрыва либо путем улучшения показателей существующих направлений, либо закрытием некоторых из них, либо за счет новых направлений, вводимых с целью восстановления сбалансированности портфеля.

    Как известно, матрица БКГ исходит из двух индикаторов: относительной доли рынка и темпов роста базового рынка. Но привлекательность рынка может зависеть и от других факторов: его доступности, размера, наличия сбытовой сети и др., поэтому рекомендации и выводы, получаемые на основе матрицы БКГ, не всегда приводят к верным результатам. В частности, по отношению к товарам, называемым «собаками», рекомендуется стратегия деинвестирования, т.е. уход с рынка. В то же время, эти товары вполне могут приносить значительную прибыль, если они обладают такими отличительными качествами, что покупатели готовы платить за них повышенную цену, компенсирующую повышенные издержки фирмы. Такая ситуация возникает в том случае, когда одним из конкурентных преимуществ предприятия и его продукции является технологическое лидерство. Необходимость анализа ситуаций, когда нельзя принять в качестве базовых сформулированные выше посылки, приводят к разработке многокритериальных матриц.

    Немаловажную роль в оценке инновационной позиции организации занимает инновационная позиция руководства. Инновационная позиция заключается в том, что руководитель создает такую систему управления и обеспечивает такой климат в компании, которые способствуют постоянному генерированию новых идей и мотивируют персонал творческому поиску методов и средств выживания, а также активному подходу к реализации принятых решений.

    Инновационная позиция характеризуется:

    1. Индивидуальным и творческим подходом к решению проблем выживания организации. Для руководителя нестандартно мыслящие и действующие сотрудники являются ценнейшим ресурсом.

    2. Целенаправленностью и хорошо организованным планированием реализации новых идей и доведении их до конкретных результатов.

    3. Гибкостью структуры организации и использованием различных форм совместной работы сотрудников.

    4. Рассредоточением принятия решения и компетентности по всей организации.

    5. Постоянным обновлением знаний и опыта. С этой целью развиваются внешние контакты и совершенствуются внутренние коммуникации.

    Опыт показывает, что в период перехода на инновационные технологии очень важно, чтобы руководство предприятия, используя различные методы, в том числе власть, добивалось быстрого освоения новой технологии.

    Объединяющим инструментом, определяющим инновационную позицию организации, является система сбалансированных показателей.

Инновационная деятельность, сквозь призму ССП, рассматривается как неотъемлемая часть жизни компании, соответственно, инновационная стратегия должна находить свое отражение во всех составляющих ССП. В отдельных случаях, может оказаться целесообразным введение дополнительной «инновационной» составляющей ССП, но по большому счету вопрос о введении такой составляющей, является вопросом предпочтения в описании инновационной деятельности компании со стороны заинтересованных сторон и руководства.

    В ССП могут выделяться такие показатели, характеризующие инновационную составляющую: 

  1. Количество новых продуктов (услуг) выведенные компанией за N последних лет. Характеризует инновационную активность компании в целом за период.
  2. Отношение реализованных инновационных идей к общему числу выдвинутых идей - важнейший показатель, характеризующий как качество подаваемых идей, так и систему управления внедрением.
  3. Время, прошедшее с момента подачи идеи, до момента запуска инновационного проекта Показатель характеризующий эффективность системы принятия решений.
  4. Научно-технический эффект - комплексный показатель, который может применяться для оценки деятельности разрабатывающих (экспериментальных) подразделений компании. Величина научно-технического эффекта получается перемножением бальной оценки параметра уровня научной новизны идеи и бальной оценки параметра уровня внедряемости идеи. Балл параметра уровня научной новизны определяется экспертно и принимает значения между низшим и высшим от 1 до 50, балл параметра внедряемости также определяется экспертно и принимает значения между низшим и высшим от 1 до 7.

    Компания, имеющая какую-либо экономически выгодную технологию в зависимости от своих возможностей может избрать следующие стратегии поведения: внедрить новую технологию в собственное производство; продать новую технологию; организовать совместно с партнерами новое производство; использовать для рекламных целей; не внедрять, не продавать новую технологию, а сохранить в тайне.

    Соответственно, как бы успешно ни функционировала организация, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. В таких условиях ни одна компания не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. В связи с этим инновационная деятельность становится главным условием выживания коммерческой организации в условиях рынка. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает ей существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность своей деятельности.

С уважением Молодой аналитик

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация Войти через loginza Facebook.

Бот выберет схему, а человек - яблоко!