Методика анализа инновационной деятельности
Основная задача анализа инноваций заключается в расчете критерия оценки нововведений, то есть экономического показателя (группы показателей), значение которого позволяет принимать решение о привлекательности данного новшества для компании и при необходимости сравнивать между собой альтернативные варианты инноваций.
В системе анализа инноваций выделяются четыре группы показателей.
К первой из них относятся критерии обобщающей (интегральной) оценки нововведений, подразделяемые в свою очередь, на дисконтные, традиционные и рейтинговые.
Во вторую группу входят финансовые коэффициенты оценки ликвидности, финансовой устойчивости и структуры капитала. Они относятся к частным оценочным показателям, поскольку характеризуют лишь одну из сторон инновационной деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, показатели первой группы должны давать оценку эффективности с учетом предпочтений ликвидности и ограничений финансирования. Указанным требованиям отвечает NPV и другие дисконтные показатели (IRR, MIRR, PI, DPP), поскольку возрастание финансовых рисков вследствие изменения структуры капитала и активов влияет на ставку дисконтирования и через нее – на оценку инноваций.
радиционные критерии интегральной оценки нововведений также способны учитывать финансовые риски, например, посредством нормирования предельных сроков окупаемости или установления соответствующего нормативного коэффициента окупаемости капиталовложений (ЕН).
Отдельное место занимают рейтинговые показатели комплексной оценки, под которыми в данном контексте понимаются усредняющие оценочные критерии, формируемые на основе набора частных экономических показателей. Рейтинговые оценки принципиально обладают более широкой областью применения, чем дисконтные и традиционные критерии. Однако построить адекватные рейтинговые оценки довольно сложно, поэтому в большинстве случаев дисконтные показатели предпочтительнее.
Третью группу аналитических показателей образуют частные критерии оценки эффективности инноваций, такие как, коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ресурсоемкости, использования фондов времени и т.д. Задача применения данных показателей состоит в оценке отдельных сторон процесса нововведения, а также обеспечении факторного анализа и выявлении причин отклонений итоговых (обобщающих) показателей. В количественном плане указанная группа содержит наибольшее количество показателей, однако их роль в процессе анализа, как правило, ограничивается вспомогательными функциями.
Четвертую основную группу аналитических индикаторов формируют показатели оценки рисков инноваций. Их можно подразделить на подгруппы показателей, образованных на основе дисперсии или среднеквадратического отклонения, бета-коэффициентов, а также аналитических коэффициентов оценки риска. Показатели оценки риска занимают промежуточное место между частными и обобщающими критериями.
Специальные показатели оценки инновационной деятельности включают: инновационный потенциал, инновационный климат и инновационную позицию организации.
Инновационный потенциал организации – это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.
Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, соответствующее или противодействующее достижению инновационной цели.
Инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата.
С уважением Молодой аналитик
(Все права принадлежат "РГЭУ (РИНХ)" Зенкиной И.В.)