Миссия и цели организации. Способы формирования целей
Миссия организации – это предназначение организации в обществе, это её главная общественная цель, т.е. то ради чего она существует в обществе. Миссия раскрывает смысл организации, конкретный статус организации.
Значение миссии:
а)является основой для всех плановых решений организации, для определения целей и задач организации,
б)миссия даёт общее представление об организации и содержании форм имущества организации,
в)миссия как генеральная цель организации объединяет действия всех работников.
В содержании миссии должны обязательно отражаться:
-целевые ориентиры, на решение каких задач направлена деятельность организации,
-сфера деятельности организации,
-должна быть отражена философия, ценности которые приняты в организации,
-способы осуществления деятельности.
На основе миссии определяются цели. Цели – это конкретное конечное состояние или желаемый результат. Большинство организаций носят многоцелевой характер.
Цели делятся на:
А)экономические – количественные и качественные,
Б)неэкономические – улучшают условия труда.
Все цели делятся на:
а)стратегические – они направлены на решение масштабных программ, относятся к организации в целом, это долгосрочные цели, они устанавливаются менеджерами высшего звена,
б)тактические – направлены на решение проблем, это среднесрочные цели, устанавливаются менеджерами среднего уровня, оперативные цели – они направлены на решение текущих проблем, краткосрочные цели, устанавливаются менеджерами низшего звена.
Цели разрабатываются по основным направлениям:
*положение на рынке,
*инновации, *производительность,
*ресурсы,
*прибыль,
*управляющие аспекты,
*персонал,
*соц.ответственность.
Выбирают обычно по три основных направления по которым и разрабатываются цели. Цели любой организации образуют иерархию целей. Выделяют цели высокого уровня, потом последующие. На основе иерархии целей разрабатывается структура аппарата управления.
2 основных способа формирования целей:
1.централизованный – цели устанавливаются самым верхним уровнем управления организации, достоинство – все цели подчиняются единой ориентации, минус – нижние уровни могут не принять эти цели,
2.децентрализованный – 2 схемы: а)разработка целей идёт сверху вниз, но при этом каждый следующий уровень определяет сам свои цели исходя из более высокого уровня, б)установка целей идёт снизу вверх, эти цели служат основой для разработки более высокого уровня.
С уважением Молодой аналитик