Сущность франчайзинга
При современной модели экономики, когда рынком управляют либо несколько огромных корпораций, либо в том случае, когда на рынке действуют сотни мелких организаций, вновь организуемым компаниям приходится довольно не просто. Возрастает число субъектов, заинтересованных в ведении частного бизнеса. Этот тезис находит подтверждение в результатах проведенного исследования, в процессе которого было опрошено 100 человек в возрастной категории от 18 до 24 лет. Большинство респондентов (76%) склоняется к созданию собственной организации. Остальные опрошенные полагают, что проще работать в уже существующей.
И для большинства потенциальных предпринимателей преодоление хотя бы точки безубыточности потребует колоссального количество времени и сил. Пусть прозвучит банально, но это факт. Также, кроме временных и интеллектуальных ресурсов, хотя их ценность невозможно переоценить, в процветании бизнеса огромную роль играют нужные контакты в органах, структурах и организациях, которые могут поспособствовать облегчению и ускорению некоторых процессов как минимум на стадии вхождения в отрасль. Естественно, возникает вопрос, есть ли способ максимально облегчить процесс создания собственной организации?.
Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов.
На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории.
В 1898 году компания «Дженерал Моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.
В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании Мак Дональдс, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию Мак Дональдс Систем, которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.
Учитывая вышесказанное, можно заметить, что корни франчайзинга нисходят глубоко в историю. И, конечно, сам формат концессии претерпел изменения. Но смысл сделки остался прежним.
Франчайзинг – это форма взаимоотношения рыночных субъектов, при которой одна сторона предоставляет другой право на ведение определённого вида бизнеса, используя его бизнес-модель.
В общем смысле можно сказать, что франчайзинг – это сделка по возмездному предоставлению товарного знака, уже заполучившего популярность на рынке.
Для того чтобы понять сущность франчайзинга необходимо оперировать несколькими определениями.
• Франшиза-это определённые права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. Франшиза-это своего вида товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи.
• Франчайзи-это организация, либо частное лицо, которая платит определённый сумму (указанную в договоре франшизы), и получает от другой организации право на использование её товарного знака (бренда), а также возможность работать по уже готовому бизнес плану с целью продажи своих товаров и услуг.
• Франчайзер-компания, владелец торговой марки или секрета производства, предоставляющая право использовать эту марку и знания ведения бизнеса, получая взамен определённую плату (роялти).
В разрезе российского законодательства франчайзинг имеет такой же смысл, но различается некоторыми понятиями. А именно, в ГК РФ явление франчайзинга обозначено как «договор коммерческой концессии» и, в соответствии со ст. 1027, подразумевает заключение договора, по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав (право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию) или другие объекты исключительных прав (товарный знак, знак обслуживания и т.д.).
Законодательством чётко регламентированы все аспекты заключения договора коммерческой концессии, а именно, в соответствии со ст. 1028, данный договор должен быть составлен в письменном виде и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение вышеперечисленных условий делает договор ничтожным.
Роялти (вознаграждение по договору коммерческой концессии) в ГК разделены на 4 вида:
• Фиксированные разовые платежи (паушальный взнос);
• Фиксированные периодические платежи;
• Отчисления от выручки;
• Наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи;
• Иные формы вознаграждения, предусмотренные договором.
Также существует такая форма соглашения о франчайзинге как лицензионный договор, в соответствии с которым обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Этот вид договора регламентируется статьёй 1235 ГКРФ.
По данным масштабного исследования, проведённым порталом, спецификой которого является франчайзинг, оборот франчайзингового рынка в России превысил 3,5% от ВВП. Для сравнения, в США этот показатель установился на уровне 10%. Тем не менее эта доля имеет тенденцию к увеличению в России.
За 2013 год произошло немало изменений в области регулирования франчайзинговой деятельности. В частности:
• Сроки регистрации договора коммерческой концессии сократился с 10-12 месяцев до 2-4 месяцев;
• Государственная пошлина за регистрацию договора подешевела на 11,5 тыс. руб. и составила 13,5 тыс. руб.
Также в прошлом году увеличилось предложение банковских продуктов, направленных на развитие франчайзинга как отрасли. Крупнейшие российские банки предоставляют кредиты на открытие бизнеса по франшизе. Это говорит о том, что финансово-кредитный сектор рассматривает франчайзинговый рынок как очень перспективную отрасль.
Ещё одним фактором активного роста концессионного рынка является стремительное увеличение торговых площадей, что, безусловно, является лучшим катализатором для развития франчайзинга. Известные бренды имеют больший приоритет при размещении в крупном торговом центре, чем бренды «без имени».
В 2013 году особенно успешно реализовывались отечественные франчайзинговые концепции. Франшизы сначала проходили «тестирование» в домашнем регионе, и сейчас находятся на пороге входа в национальный рынок. Также начал активно развиваться конверсионный франчайзинг, при котором уже существующие организации вступают во франчайзинговую сеть франчайзера. Например, сеть турагентств «Росстур» при помощи конверсионного франчайзинга смогла увеличить за год число точек со 170 до 440 агентств. При этом франчайзер не берёт паушальный взнос и компенсирует расходы на внешнее оформление офиса и изготовление вывески. [3]
Каждый из нас хотя бы раз посещал ресторан Subway. И, я уверен, замечал сообщение на обратной стороне их фирменных салфеток, где размещена информация о возможности открытия собственного ресторана «Subway». А на официальном сайте сети ресторанов четверть пространства на главной странице занимает такое же предложение открыть свой ресторан. И эти предложения приносят свои плоды. Только в Омске в настоящий момент работает 5 ресторанов сети. А в сибирском ФО их 56. [subway.ru] И вообще, заходя на сайты сетей ресторанов общественного питания, можно без труда найти раздел, связанный с предоставлением франшизы.
Подводя итоги можно заметить, что франчайзинг как в России, так и во всем мире имеет тенденцию к развитию, несмотря на свою долгую историю. Изменения происходят как со стороны франчайзеров, которые пытаются максимизировать распространение своих франшиз, так и со стороны франчайзи, которые желают начать собственное дело без лишних временных и финансовых затрат.
Под данную тенденцию подстраивается и российское законодательство в области франчайзинга, целью которого является регламентация процессов заключения сделок, сотрудничества и расторжения концессионных договоров.
В заключении необходимо отметить, что в процессе подготовки статьи был найден ответ на главный вопрос большинства респондентов по результатам опроса. Лучший выход для них – приобретение франшизы. Тем более что их сейчас огромное количество на различных условиях предоставления.