Пятница, 29 марта 2024 г.
Блог Молодого аналитика
Доступно о сложном
Чем проще человек выражается, тем легче его понимают.
Фенимор Купер

Понятие и виды бюджетирования, его роль и функции в управленческом учете

/ Просмотров: 50732

    Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования. Термин бюджет в управленческом учете западных стран приближен к отечественному термину смета или план. Бюджет как правило рассчитывается на предстоящий год и представляет собой финансовый документ созданный для выполнения предполагаемых действий, иначе бюджет – это прогноз будущих финансовых операций.

    Бюджет обычно показывает планируемую величину дохода, который должен быть достигнут и величину расхода в связи с получением дохода.

    Функции бюджета состоят в следующем:

  1. Планирование операций как в стратегических так и тактических, обеспечивает достижение цели деятельности организации. Планирование помогает контролировать производственную ситуацию, без плана управляющий как правило реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать.
  2. Координирование различных видов деятельности и подразделений организации. бюджет побуждает управляющих отдельными структурными подразделениями строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом. В процессе разработки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения предприятия работают согласованно для достижения общих целей организации. очень важно, чтобы план и производство были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.к. продукции необходимо произвести столько, сколько запланировано объема продаж. Бюджеты включают конкретные показатели, объем продукции, которую необходимо произвести, сколько сырья закупить, какое оборудование, сколько рабочей силы, какие цены устанавливать, какой экономической политики придерживаться в будущем. Бюджет увязывает экономическую информацию в планах с имеющимися возможностями.
  3. Стимулирование руководителей всех рангов к достижению цели своих центров ответственности, а следовательно цели всей организации. каждый руководитель должен знать, что ожидают от его центра ответственности. Стимулирующая роль бюджета проявляется в активном участии менеджеров в разработке бюджетов своих подразделений.
  4. Контроль текущей дисциплины. В отсутствии бюджета при сравнении показателей текущего периода с предыдущим можно сделать ошибочные выводы, т.к. показатели прошлых периодов могут быть результатом низкопроизводительного труда. Такие данные не учитывают изменений в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год. Тщательно подготовленный бюджет является своего рода лучшим стандартом. С ним сравнивают фактически достигнутые результаты.
  5. Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителями, отклонения о бюджета определяется ежемесячно. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действие.
  6. Средство обучения менеджеров. Принимая участие в составлении бюджетов менеджеры имеют возможность детально изучить деятельность своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими.

    Подготовка бюджета начинается с подготовки ясного его названия и периода, для которого он составляется. Информация содержащаяся в бюджете должна быть точной, определенной и иметь значимость для ее получателя, на сколько это возможно. Бюджет разрабатывается как в целом для всей организации, так и для ее подразделений, что позволяет скоординировать действия всех подразделений.

    Бюджеты, разрабатываются управленческой бухгалтерией, совместно с руководителями центров ответственности, причем процесс разработки начинается снизу. 

    Процесс составления бюджета в организации называется бюджетным циклом, который состоит из этапов:

  • Планирование деятельности структурных подразделений и организации в целом;
  • Определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • Обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • Корректировка планов с учетом предположенных поправок.

    Структура бюджета зависит от специализации и размеров организации, а также от квалификации и опыта лиц, разрабатывающих бюджет.

    Бюджет не имеет строгих форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет должен ясно и доступно предоставлять информацию для пользователя. Он может быть подготовлен в любых единицах измерения.

    В зависимости от поставленных задач различают бюджеты:

  • общие;
  • частные;
  • гибкие;
  • статистические.

    Полные бюджетные системы включают не только практические, но и отчетные данные. Они используются в планировании, контроле, оценке результатов деятельности и совершенствовании процессов производства, калькулирования и оценки запасов. Отсюда можно сделать вывод о том, что бюджетирование как и классификация затрат отвечает разным целям управления.

Структура общего бюджета

    Общий бюджет представляет собой скоординированный по подразделениям план работы для всей организации. Цель общего бюджета состоит в объединении и суммировании бюджетов различных подразделений предприятия называемых частными бюджетами.

    Общий бюджет любой организации состоит из 2-х частей: операционная и финансовая.

  • Операционный (текущий, периодический) бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, которые трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого подразделения организации.
  • Операционный бюджет включает в себя бюджет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет ТМЗ и бюджет расходов.

    Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Объём продаж определяет высшее руководство организации, которое формирует своё решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж составляются бюджеты производства и себестоимости проданной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных затрат, но и потребностей в ресурсах в натуральном выражении. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибыли и убытка.

    При составлении бюджета продаж необходимо учитывать влияние следующих факторов: деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные колебания спроса, ограничения со стороны государства, деловая политика, общее состояние экономики и т.д.

    В бюджете продаж отражаются следующие показатели: виды продаваемой продукции, количество, цена за единицу, сумма на которую планируется осуществить продажи.

    Подготовка бюджета продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета, так как объем продаж и его товарная структура характеризуют уровень деятельности организации.

    После установления плана продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции, которые необходимо произвести для выполнения бюджета продаж и поддержания запасов готовой продукции на запланированном уровне.

    Для определения общих затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции складывающейся из прямых и косвенных затрат.

    Следующий этап подготовки общего бюджета это составление частных операционных бюджетов: бюджет закупки, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет себестоимости проданной продукции, бюджет коммерческих расходов, бюджет административных расходов.

    Финансовая часть общего бюджета предполагает планирование источников финансовых средств и направлений их использования. Финансовый бюджет составляют на основе данных прибыли и убытка, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

    Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период, а также план денежных потоков в разрезе видов деятельности. С помощью бюджета денежных средств достигаются 2 цели: 1) показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершения прогнозного бухбаланса; 2) выявляются период излишка финансовых ресурсов или их нехватки, что имеет важное значение в управлении финансовыми ресурсами.

    При подготовке бюджета денежных средств особое внимание следует уделять времени фактических поступлений денежных средств, а не времени исполнения хозяйственных операций. Некоторые статьи затрат, например, амортизация, не требуют расхода денежных средств.

    Последним этапом в процессе подготовки общего является разработка прогнозного бухгалтерского баланса, именно на этом этапе руководство предприятия должно вынести решение о принятии предполагаемого общего бюджета или изменить его. 

    В процессе обсуждения проекта общего бюджета может быть изменена кредитная политика организации в отношении покупателей, т.е. введена скидка за быструю оплату или изменены условия представления отсрочки платежа.

Гибкие и статические бюджеты

    Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, в этом случае будут статическими, т.к. доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня продаж.

    Гибкий бюджет составляется для определенного диапазона деловой активности предприятия. Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения объема реализации и представляет собой динамичную базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

    В статическом бюджете затраты планируются, а в гибком бюджете они тоже планируются, но для каждого диапазона они рассчитываются.

    Анализ отклонений фактических затрат от бюджетных производится на 4 уровнях:

  • на 0 уровне сравниваются показатели фактических затрат с бюджетными и выявляются положительные и отрицательные отклонения;
  • на 1 уровне выявляются причины отклонений. Причинами могут быть: изменение в объеме продаж; изменение общей суммы затрат;
  • на 2 уровне рассчитывается отклонение по цене реализации, которое показывает отличие фактической цены от стандартной;
  • на 3 уровне рассчитывается отклонение по объему использованных ресурсов.

С уважением Молодой аналитик

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация Войти через loginza

Бот выберет схему, а человек - яблоко!