Основы лидерства. Подходы к изучению лидерства
В современных условиях недостаточно использовать для воздействия на подчинённых только властью. Большое значение приобретает личное влияние.
Личное влияние разделяется на 2 способа:
1)убеждение – информирование, разъяснение, доказательство, опровержение;
2)участие.
Убеждение имеет мотивационное предназначение. Включает в себя логические доводы и психологические приёмы. Руководитель влияет путём убеждения, предлагая ему то, что нужно сделать.
Возможность влиять руководителя на подчинённых зависит от следующих факторов: доверие сотрудников, характера руководителя, взаимоотношения руководителя с подчинёнными, от интеллектуального уровня подчинённых.
Преимущества убеждения – оно делает ненужным внешний контроль и стимулирование. Слабая сторона – оно формируется медленно, требует больших затрат времени, это одноразовый процесс.
При использовании участия руководитель не навязывает подчинённым свою волю, мнение, а направляет усилия подчинённых в нужное направление, предоставляет ему необходимую информацию. В основе этого влияния лежит потребность людей в самовыражении и успехе. Такое влияние будет эффективным если есть такие потребности, они являются мотивирующим фактором.
Руководство и лидерство являются родственными понятиями. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, чтобы они по свое воле стремились к достижению общих целей.
Различия между лидерством и руководством: 1)руководство это явление которое имеет место в системе формальных и официальных, а лидерство это явление которое рождено неформальной системой, 2)место руководителя чётко определено в организации, установлен состав функций, а роль лидера возникает стихийно, 3)руководитель назначается вышестоящим руководством, а лидер выдвигается из числа окружающих его людей, которые равны или близки ему по служебному положению.
Т.о руководство - это социальное по свое сущности явление, а лидерство это психологическое явление. Общее между понятиями: 1)руководство и лидерство являются средствами организации членов группы, руководитель действует в формальной, а лидер в неформальной, 2)оба явления реализуют процессы социального влияния в группе. Эта общность приводит к тому, что лидерство в определённых условиях может перейти в руководство, а руководитель может стать лидером.
Лидерство в организационном подразделении подразделяется на формальное (процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности) и неформальное (процесс влияния на людей через способности и умения данного человека).
В организации выделяются следующие типы лидерства:
*деловой лидер – выделяется в связи с решением какой-то производственной задачи, вплоть до его решения,
*эмоциональный лидер – выделяется на основе разных форм межличностного общения людей в группе, не обязательно связан с решение производственной задачи,
*ситуационный лидер – этот тип лидерства возникает на отрезке времени связанного с определённой ситуацией,
*лидер микрогруппы.
Т.о. любой человек в группе находится под влиянием нескольких неформальных лидеров среди которых может выделяться один главный. Идеальным считается когда официальный руководитель в тоже самое время является главным неофициальным лидером.
Что нужно лидеру: 1)личное желание быть лидером, готовность взять на себя обязательства, 2)нужно быть коммуникабельным, 3)нужны хорошие семейные отношения. Примерно к 35 годам такой человек должен уже накопить достаточный опыт.
3 основных подхода к лидерству:
Подход на основе лидерских качеств: физиологические, внешний вид, состояние здоровья, эмоциональный (психологические), интеллектуальные, деловые личностные, вес.
Поведенческий подход – эффективность лидерства определяется поведением руководителя к подчинённым.
Ситуационный подход – лидерское поведение должно быть разным в разных ситуациях. Последнее время появилась новая концепция которая объединяет все три подхода.
С уважением Молодой аналитик