Куплю готовую фирму это не то же, что готовый бизнес
Разница между намерением «куплю готовую фирму» и желанием приобрести готовый бизнес состоит в том, что само понятие готового бизнеса поглощается понятием «готовые фирмы», поскольку они бывают как с историей, так и без истории. И только те из них, что имеют историю, могут представлять собой готовый бизнес. Да и то не всегда – наличие опыта хозяйственной деятельности может быть отражено в документах, но в реальности может быть свёрнуто. Покупать такую фирму рискованно, но, как и всё, что рискованно, может оказаться весьма выгодно. Риск заключается в том, что у фирмы с историей могут быть неучтённые обязательства, которые лягут тяжёлым бременем на нового владельца. Поэтому перед покупкой такой фирмы ему необходимо тщательно проанализировать историю и текущую ситуацию в компании, возможно, с привлечением специалистов.
Это могут быть бухгалтеры, юристы, аудиторы и другие специалисты. От того, насколько корректно и грамотна будет поставлена им задача, какую поддержку они найдут в лице продавца, тоже зависит очень многое. Вообще, истории коммерческого успеха не всегда начинаются с идеи, подкреплённой инициативой и энергией бизнесмена. Известны случаи, когда предпринимателям удавалось построить успешные предприятия, купив готовые фирмы с историей. Но для этого, как указывалось, требуется несколько иной подход к реализации проектов. Зато можно обойтись и без идеи, просто купив у кого-то уже готовую.
Тут, конечно, нужно следить ещё и за тем, у кого приобретается бизнес. И, главное, по какой причине он продается. Это очень тонкий момент, поскольку обеим сторонам процесса покупки и продажи бизнеса понятно, что просто так от налаженного источника дохода никто отказываться не будет. Это – актив, и если его продают, то для этого должны быть веские основания, не имеющие никакого отношения к активу. Если эти основания останутся непонятны для покупателя, или если прямота продавца при объяснении причин продажи фирмы вызовет сомнения, то покупать такие активы будет слишком рискованно, даже в условиях отечественной традиции надеяться на счастливый случай. Допускать такое можно только при особых обстоятельствах, когда у самого покупателя нет другого выхода и инвестиции приходится производить срочно и с высокими рисками. Такое случается, например, когда приходится бороться за одно и то же предложение с конкурирующими структурами и принимать решение на авось. Главное тут – хотя бы убедиться в том, что эти структуры – не подставные.