Воскресенье, 11 декабря 2016 г.
Блог Молодого аналитика
Доступно о сложном
Слово — тень дела.
Демокрит

Концептуальные подходы к формированию финансовых результатов

/ Просмотров: 5082
Метки:

    Порядок формирования и отражения прибыли в бухгалтерском учете тесно связан с государственными запросами определенного времени. Имея на вооружении целый арсенал методологических и методических правил формирования доходов и расходов, отражения активов и обязательств организации возможно представление в учете разнообразных показателей прибыли и ее взаимосвязей с активами. В то же время до сих пор отсутствует научно обоснованная учетная концепции формирования и отражения прибыли.

    Теория и практика бухгалтерского учета в нашей стране позволяет выделить две концепции отражения в нем прибыли.

    Первая концепция связана с отражением показателя прибыли по однозначному алгоритму его формирования как показателя экономического эффекта с целью характеристики экономической системы данного отчетного периода в рамках плановых заданий предприятию органами государственного управления. Основным содержанием показателя прибыли при таком подходе являлось соответствие полученной прибыли плановым заданиям.

    Вторая концепция, сформулированная в последние годы, связана с отражением в бухгалтерском учете прибыли, направленной на поддержание собственного капитала, и, как следствие, отражение в нем показателя соответствующего моделям принятия решений собственниками, инвесторами и кредиторами. При этом порядок формирования прибыли является вариативным в зависимости от выбранных элементов учетной политики.

    Обе концепции носят односторонний характер, в результате чего нарушаются интересы ряда пользователей учетной информации.

    Можно выделить ещё три концепции отражения прибыли в учете: синтаксическую, семантическую и прагматическую.

    При этом под синтаксической прибылью понимается ее рассмотрение с точки зрения правил ее определения.

    Под семантической концепцией прибыли понимается ее максимизация в определенных условиях рыночной структуры во взаимосвязи с прибылью как показателем эффективности от вложения капитала собственников.

    Прагматическая концепция прибыли подразумевает влияние отчетной информации на процесс принятия ре¬шений инвесторами и кредиторами и обратной реакцией аппарата управления. Подобное выделение трех концепций отражения прибыли представляет собой несомненный вклад в науку о бухгалтерском учете.

    Однако такие определения концепций отражения прибыли в бухгалтерском учете носят самый общий характер и формулируются на основании опыта развития учета в западных странах. При этом из числа пользователей исключены контрольные органы государства, которые в любых условиях должны оставаться одними из самых авторитетных пользователей отчетности.

    Анализ суждений различных авторов, теории и практики отечественного учета позволяет утверждать, что под синтаксической концепцией следует понимать механизм формирования прибыли по видам деятельности, показатели которых выделяются нормативным регулированием в самостоятельные информационные элементы. Под семантической концепцией прибыли понимается ее изменения во взаимосвязи с налогом на прибыль и размерами доходов собственников в отчетном и последующих периодах. Прагматическая концепция подразумевает влияние отчетной информации о прибыли на решения всех пользователей отчетности, которые используют значения прибыли в своих целях, т.е. речь идет о прямых и обратных связях по поводу отчетности о прибыли между ее создателями и внешними пользователями.

    При этом необходимо соединение указанных концепций в единое целое. Использование в учете только одной из них неизбежно приведет к его ущербности. Так, например, невозможно предоставить полноценную информацию пользователям без раскрытия механизма формирования прибыли в разрезе видов деятельности предприятия. В свою очередь, значение прибыли по видам деятельности служит показателем их экономического эффекта, как в фискальных целях государства, которое может воздействовать на развитие именно этих видов деятельности, так и через целенаправленное использование капитала для получения дивидендов в будущем. И, наконец, прибыль исторически служила основой для прогнозирования различных аспектов деятельности организации. Таким образом, на первый план выходит концепция многофункциональных финансовых результатов, позволяющая синергетическим путем решать целый комплекс задач, стоящих перед бухгалтерским учетом. Однако для этого требуется добротная методологическая основа формирования информации, построенная на принципах отражения различных сторон сущности прибыли, которой в настоящее время нет.

    В принципе, бухгалтерскому учету как науке давно известны все необходимые пользователям составляющие прибыли. Однако изменение подходов к содержанию учета финансовых результатов приводит к подчинению всей подсистемы формирования в текущем учете одних значений прибыли при изъятии других и наоборот. Поэтому информация о прибыли как главенствующей категории рыночной экономики должна содержать данные не только о порядке ее формирования, но также данные обо всех величинах, регулирующих сумму прибыли как в процессе ее создания, так и распределения.

С уважением Молодой аналитик

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация Войти через loginza Facebook.

Бот выберет схему, а человек - яблоко!