Шесть основных правил мотивации сотрудников
Правило 1. Доверительные отношения между начальником и подчиненными
Любой компании важно обнаружить в каждом сотруднике талант и помочь его развитию. Для этого менеджеры должны выстраивать с подчиненными доверительные отношения. Конечно, в первые дни работы сотруднику сложно наладить открытый диалог с начальником и командой. Поэтому лучше приветствовать, когда новичок высказывает свое мнение. И если оно ошибочно, то пояснять, почему делается именно так, а не иначе (ни в коем случае нельзя обвинять подчиненных в некомпетентности). Еще на начальном этапе необходимо интересоваться, все ли понятно сотруднику, не нужен ли совет или помощь. Со временем молодые специалисты понимают, что к руководителю можно и нужно обращаться.
Не должно быть большой разницы, сколько руководителю лет: 20 или 50, потому что важно, чтобы подчиненные не боялись обращаться за советом.
Правило 2. Воодушевляющие примеры карьерного роста коллег
Один из действенных способов заинтересовать молодежь развиваться в профессии – это правдивые истории карьерного успеха, рассказанные их главными героями. Информацию о карьерных успехах можно размещать на сайте компании. Главные герои дают подробные ответы на вопросы, как они попали в компанию, почему работают здесь, что нравится в работе и т. д. Однако большинство сотрудников узнают о перспективах роста еще на этапе собеседования – это один из наиболее часто задаваемых кандидатами вопросов. Отвечая на него, нужно приводить примеры тех сотрудников, которые построили свою карьеру в компании, начиная с той же должности.
Правило 3. Наглядное интерактивное обучение
Как правило, молодые сотрудники плохо воспринимают большие объемы информации в виде текста. Значительно эффективнее строить обучение, используя фотографии, картинки и другие визуальные средства. Подобный метод гораздо эффективнее простого сидения за партой. Когда ты сам ищешь информацию в разных источниках, задаешь вопросы, полученные знания становятся личным опытом, который невозможно забыть.
Правило 4. Возможность выбрать работу по интересам
Основой мотивации молодых сотрудников остается возможность самореализации. Это в первую очередь интересные задачи, определенный уровень самостоятельности и свободы в принятии решений. Но развитие – это не всегда карьерный рост. Сотрудник может развиваться, пробуя себя в различных сферах, может переходить из одного отдела в другой. Допустим, сегодня сотрудник вышел в отдел продаж и через какое-то время понял, что ему интереснее работать в отделе логистики или заниматься дизайном интерьера. Все, что для этого нужно, – поговорить со своим руководителем и подобрать вакансию в другом отделе. Как показывает опыт, направление работы, которую предпочитает человек, зависит не столько от его возраста, сколько от характера. Кому-то нравится находиться в гуще событий и генерировать идеи, а кому-то – выполнять более размеренные и конкретные задачи.
Правило 5. Баланс между работой и личной жизнью
Порой интерес к карьерному росту часто вступает у молодежи в конфликт с другой ценностью – личной жизнью. Хороший сотрудник – это не тот, кто работает 24 часа в сутки семь дней в неделю. Наоборот, чтобы быть эффективным на работе, нужно иметь время на отдых и личную жизнь, особенно в молодом возрасте.
Правило 6. Справедливая и своевременная оплата
Надежные выплаты ценят все, но на начальном этапе это, пожалуй, один из важнейших параметров выбора работодателя. На мой взгляд, главный критерий оплаты для молодежи – это честность и своевременность. В то же время размер зарплаты должен определяться занимаемой должностью и местом работы в компании.
Справочно
В 1991 году ученые из США Нейл Хоув и Уильям Штраус разработали теорию поколений, выделив шесть возрастных групп в зависимости от года рождения: поколение победителей (1900–1923), молчаливое поколение (1923–1943), поколение беби-бумеров (1943–1963), поколение Х (1963–1984), поколение Y (1984–2000), поколение Z (2000–2020). Нетрудно предположить, что сегодня компании, принимая на работу молодежь, сталкиваются с поколением Y. Для его представителей характерны: уверенность в себе, наивность, соблюдение баланса между работой и личной жизнью, желание работать в команде, использование современных технических средств, требование немедленного вознаграждения.
К правилам мотивации можно добавить следующие советы:
• ставьте интересные задачи;
• предоставьте свободный доступ в Интернет (а чтобы втянуть их в корпоративную жизнь, активно развивайте внутренний сайт);
• снабдите современными техническими средствами;
• обеспечьте работу в команде с близкими по возрасту коллегами;
• не контролируйте каждый шаг, не приказывайте, а убеждайте;
• будьте открыты для общения;
• обучайте, профессиональное развитие имеет для молодых сотрудников очень важное значение.
По материалам ГД